Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза дорожных происшествий, которую в различных условиях обыватели называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Примечательно и то, что ни одно из указанных названий дорожной экспертизы не является верным и научно-обоснованным наименованием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное название более семи лет назад, количество практикующих адвокатов, юристов, следователей, судей назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс исследования, без уточнения точного вида экспертизы.

В следствии столь абстрактного и общего обозначения данной экспертизы, в общей практике зачастую рождаются ситуации, когда в адрес организации, где присутствуют тоже «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба, оценщики автомобилей), приходят материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы специальные познания эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий).

В таких случаях возникает некрасивая ситуация, когда материалы дела возвращаются в следственные или судебные органы без исполнения, в результате чего сроки затягиваются по причине безграмотности вышеперечисленных участников судебно-следственного процесса.

Основные цели и задачи судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте ДТП: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин;

• текущее состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений параметров и коэффициентов, который характеризуют движение транспортных средств и прочих участников на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и прочих объектов по покрытию автомобильной дороги;

Установление обстоятельств, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению происшествия: отсутствие должных дорожных знаков, неправильная разметка дороги, ошибочное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги и другие отрицательные условия дорожной обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту необходимо предоставить все имеющиеся материалы гражданского, уголовного, административного дела, относящиеся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для исследования необходимо глубокое изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Например, в ситуациях, где основным фактором дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.